Обучение на капитана парусной яхты в Черногории. Часть 1

Этим летом удалось освоить то, о чем я мечтал с раннего детства — научиться ходить под парусом.
Меня всегда восхищали яхты — белоснежные паруса, блестящий корпус, кокпиты выложенные тиком и эти огромные штурвалы.

Оглавление

1. Введение (почему Черногория?)
2. Начало (сколько стоит и с чего начать)
3. День первый (прилёт, смотрим город, знакомство с командой)
4. День второй (длинный переход в Тиват)
5. День третий (плывем в Котор)

Введение

Сейчас очень много различный школ, которые предлагают пройти обучение за границей и получить полноценный сертификат Bareboat Skipper (капитан прибрежного плавания), который позволит в дальнейшем самостоятельно брать лодки до 15 метров в чартер или управлять собственной яхтой до 24 метров.

Наиболее привлекательной страной для обучения я считаю Черногорию.

Всё просто:

  • недорогой и быстрый перелет из Москвы (от 200$ и 3.5 часа в полете), кстати летает даже а/к Победа,
  • россиянам разрешено находиться в стране до 30 дней без визы,
  • достаточное количество школ, есть из чего выбрать,
  • красивое побережье, особенно Которский залив, в котором ветер найдется почти всегда и нет сильных приливов и отливов (средняя амплитуда прилива ~30 см.).

Но есть и минусы:

  • мало марин и в сезон иногда проблематично найти себе место, но зато есть знаменитая Porto Montenegro (самая шикарная марина в Адриатике) в Тивате, где всегда есть места,
  • черногорское «полако», что буквально означает «не торопясь». Кто бывал в Таиланде и знает про «сабай», то это чем-то схожие явления. Один раз в кафе мы прождали свой завтрак целый час, а в условиях десятидневного обучения каждая минута на счету.

Начало

Я проходил обучение вместе со своим родственником, который, если быть честным, меня на это и подбил. Человек такой же авантюрист и сумасшедший как я 🙂

Найти школы можно легко в интернете. Называть ту, где мы учились, я не буду, чтобы не делать рекламу.

Цены на обучение начинаются от 800€ и зависят от программы, длительности обучения и сезона.

Цена не включает в себя: перелёт, трансфер от/до аэропорта, питание, стоянки в маринах и ещё некоторые вещи.
Про расходы ещё поговорим чуть позже и поподробней.

Наш курс предполагал десятидневное плавание только по акватории Черногории, в рамках которого мы должны пройти около 250 морских миль.
Бывают ещё двухнедельные курсы с маршрутом Черногория — Италия — Черногория или Черногория — Хорватия — Черногория, кстати считаю их интересней, но для них обязательно нужна шенгенская виза.

Команды обычно набирают по 5-6 человек и плюс капитан, который будет вас обучать. Каюты двухместные поэтому мальчиков селят с мальчиками, девочек с девочками, прям как в студенческом общежитии 🙂

После того как определитесь со школой, вам нужно будет выслать все ваши данные им, подписать договор и внести оплату.
В принципе на данном этапе всё и остается только купить билеты на нужные даты и усиленно учить теорию, нам для этого бесплатно предоставили учебники.

Учебники по яхтингу
Учебники по яхтингу

Очень хорошая книга В. Ватрунина «Яхтенный капитан», её будет более чем достаточно, чтобы изучить всю теоретическую часть, советую.

День первый

По прилету в Подгорицу нас ждала жара в 40 градусов и часовой переезд на такси в местный город Бар, марина которого является портом приписки нашей учебной яхты.
Мы прилетели на день раньше начала обучения, чтобы заранее решить все организационные вопросы вроде мобильной связи, интернета, кремов от загара и прочей экипировки, ну и адаптироваться в целом.

Интернет в Черногории
С интернетом не всё так плохо: мы купили сим-карту за 15€ местного оператора Telenor, плюс 10€ за пакет на 10Гб без ограничений по скорости.
Помимо Telenor есть еще полностью безлимитный пакет от T-Mobile, но с очень урезанной скоростью (вместе с сим-картой 10€ на 10 дней).

В этот же день сходили на разведку в марину, где должна стоять учебная лодка. Нашли, пофоткали и ушли 🙂

Ночь переночевали в гестхаусе.

Кстати, цены на жилье далеко не бюджетные, особенно после азиатского региона — спать в комнате 3 на 3 метра за 40$ после виллы на Бали за эти же деньги для меня было причудливо и это ещё не самый дорогой курорт, а всего лишь небольшой портовый городок.

Так как встреча с другими курсантами и капитаном должна была состояться в 6 часов вечера, времени у нас было много и мы успели искупаться и посмотреть город.

Знакомство с командой и капитаном происходило в местом ресторане.
После, была поставлена задача закупиться продуктами и средствами первой необходимости на яхту.

По плану завтрак и обед планировался на яхте, а ужин в городе или марине, но на деле на яхте получался только легкий перекус в обед.
В такую жару без кондиционера спать в каютах некомфортно, а готовить на плите в камбузе было бы самоубийством. Кстати, лично я почти всегда спал в кокпите.

Учебная яхта
Нашей учебной лодкой была 13 метровая яхта Elan 434.
Яхта очень эргономичная, с 4-я каютами, 2-я гальюнами один из которых с душем, большой кают-компанией и кок-питом. В общем нам вшестером было совсем не тесно.
Состояние для учебной яхты было достаточно хорошее, но не без косяков конечно.

День второй

Второй день у нас заключался в длинном перегоне от Бара до Тивата, это где-то 50 морских миль (~90 км.).
На этот путь у нас ушло около 7 часов, из которых 6 под мотором и час под парусами.

С ветром нам повезло не сильно, но все же мы подняли паруса.

Первые мои эмоции были: «Вау!». В этот момент я стоял за штурвалом и даже не представлял, что такие крены для парусной яхты обычное дело. Мой инстинкт самосохранения пытался поставить яхту против ветра и уменьшить крен, чего делать было нельзя. Адреналин просто зашкаливает, когда тебе дует в лицо ветер в 20 узлов, яхта наклонена на 30 градусов, а ты стоишь за штурвалом и пытаешься удержать всю эту стихию в своих руках!

Эмоции длились не долго. Ветер достаточно быстро стих и весь оставшийся путь мы тихо плыли под негромкое рычание двигателя, периодически меняя штурмана.
Зато успели насладиться местными красотами.

Помните говорил про 40-градусную жару? Вот её результат:

Пожары в Черногории

Очень много пожаров по всей Черногории. При нас их тушили с самолётов.

К 19:00 мы пришли в город Тиват и самую известную марину в Адриатическом море — Porto Montenegro. Это марина категории «люкс», стоимость постройки которой около 1 миллиарда долларов.

Место очень красивое, что я решил рассказать про него в отдельной статье.

День третий

Уже к концу первого дня мы поняли, что с продовольствием мы поскупились и нужно как минимум докупить еще столько же воды.
В море, в такую жару под палящим Солнцем, вода расходовалась со скоростью звука.

Утром, после завтрака в местном кафе, была найдена IDEA (местная сеть мини-маркетов) и докуплено всё необходимое.

Каждый новый день у нас всегда начинался с теории и сегодня по плану была навигация по картам.

Изучаем карту и прокладываем маршрут
Изучаем карту и прокладываем маршрут

Каждому из нас был дан определённый маршрут, который мы должны были корректно проложить с учётом всех нюансов (вроде магнитного склонения) и показать капитану.

Затем по плану практика якорной стоянки и купание у берега небольшого острова по соседству. Это был единственный раз когда мы купались в море во время обучения.

После купания настало время обедать.

Обед на яхте

Дальше маршрут вглубь Которского залива в город, в честь которого назван залив.
С ветром в этот день тоже было не очень хорошо и почти всю дорогу шли под мотором, продолжая любоваться местными пейзажами.

Ещё немного фото из Которского залива.

Ближе к вечеру нас уже принимал старейший город Котор. Но об этом уже в следующей части.

Оставить комментарий